ЕНТ может стать для Казахстана национальной угрозой

11 ноября 2013 г. Общество

Примитивные тесты, притупляющие интеллект школьников, устаревший метод проверки знаний, от которого давно отошли развитые страны и который стал беспрецедентным стрессом для школьников и их семей за последние десять лет - такой диагноз поставили национальному экзамену эксперты на заседании фронта «За развитие образования».

Наталья МАРЧЕЛОВА

Общественный фронт «За развитие образования» в ответ на инициативу Министерства образования перейти к 2015 году к двухэтапному тестированию выпускников школ провел слушания на тему «ЕНТ. Мнения и альтернативы от независимых экспертов». По мнению экспертов фронта, нерешенной остается проблема зубрежки и отсутствия концептуальности образования.

Копируем методы прошлого века

Руководитель общественного объединения учителей и преподавателей «Ар-Намыс» Ирина Смирнова сообщила, что ни в одной стране мира нет такого экзамена, как казахстанский ЕНТ.

- Закрытые тесты — самые примитивные, — рассказала она. — Делается фокус и натаскивание по четырем предметам и пропадает фундаментализм образования.

В своем докладе она привела примеры школьных экзаменов в других странах.

Например, во Франции нет единых экзаменов и в последние три года проходит профильное обучение. Выпускной экзамен сдается детьми в другой школе, их результаты не вывешиваются и по ним определяется профиль дальнейшего обучения для человека.

В США также нет единых экзаменов.В половине штатов ученики собирают портфолио за годы обучения и сдают экзамен при поступлении в вуз. Интересно, что тестирование можно пересдавать сколько угодно раз — это стоит 49 долларов, и ребенок может отправить в приемную комиссию вуза тот результат, который удовлетворяет его больше всего. Результаты экзаменов также доступны только сдающему без сравнения с другими детьми.

В Германии выпускные школьные экзамены длятся с февраля по июнь, и в это время нет занятий. Четыре предмета предлагаются властями земель, оценка — комплексная, и экзамен составляет только 20% оценки. Вступительных экзаменов в вуз нет — действует конкурс аттестатов. Результаты экзаменов имеют неограниченный срок действия, тогда как итоги казахстанского ЕНТ действуют один год.

В Канаде в 11—12 классе сдают два обязательных предмета — английский язык и математику. В 12 классе ученик выбирает предметы, которые ему жизненно необходимы. На основании оценок высчитывается средний балл для перехода в следующий класс (набрать нужно не менее 50%).

Подытоживая опыт развитых стран, Ирина Смирнова подчеркнула, что в мире начался переход от тестов, которые проверяются машинами, к комплексной проверке знаний, тогда как у нас упор делается не просто на формальное тестирование, но и на простую проверку фактологических знаний.

- Давайте посмотрим на наши тесты, — открыла она учебник, — видим вопросы «В каком году умер Чингизхан?», «В каком году Абай переводил Пушкина?», «В каком году началась Великая Отечественная война?». Это чисто фактологический материал, который нужно зазубрить. На один ответ дается 1,5 минуты. А если математика? Значит это односложные задания, которые каждый год немного меняются. Данными тестами невозможно измерить, что понимают учащиеся.

Единый экзамен опасен для психики


Президент общественного фонда «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргарита Ускембаева рассказала о психологической экологичности ЕНТ, вернее о том, что экологичности как раз нет.

- За 10 лет ЕНТ не было проведено ни одного психологического обследования детей, сдающих этот экзамен. Наше исследование показало, что сам процесс подготовки к ЕНТ снижает уровень интеллектуального развития ребенка. Мы наблюдали за классом из 17 детей до подготовки ЕНТ и вовремя нее: выявлено снижение интеллектуальной активности при подготовке. Детей просто муштруют.

Второй подводный камень ЕНТ — детские суициды. По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан перешагнул критическую отметку статистики: 20 детских самоубийств у нас приходится на 100 000 человек. На это Министерство образования сказало психологам: докажите, что ЕНТ приводит к суицидам.

- Неужели мы должны дождаться, пока ребенок выбросится из окна, чтобы начать предпринимать предупредительные психологические меры по снижению стресса от ЕНТ, — возмутилась г-жаУскембаева. — Мы, психологи, знаем, что эмоциональная амплитуда у каждого ребенка своя и это может случиться и за год до ЕНТ, и через два года после него.

Стресс экзамена возрастает и, по мнению психолога, существенно возрастет, когда детям будут объявлять экзаменационные предметы за два дня.

Из школы — с калейдоскопом в голове


Доктор политологии ЕНУ им. Гумилева Жаксылык Сабитов обратил внимание всех на связь ЕНТ с остальными ступенями образования: бакалавриатом, магистратурой и докторантурой, а также на систему экзаменов на всех этих этапах.

- Говоря о системе ЕНТ, нужно отметить один большой плюс — мы убрали личный фактор и победили коррупцию. Сейчас после бакалавриата в магистратуру сдается два экзамена — английский и специальность, и поступают те, кто имеет хорошие связи: нужно сдать английский и достать тесты по специальности, — отметил он.

Научная производительность, по наблюдениям г-на Сабитова, у нас меньше, чем у Узбекистана, хотя денег в сферу вкладывается гораздо больше.

- Поступающие в магистратуру и докторантуру должны писать научные проекты, научные заявки. А бакалавриат нужно сделать, как в Америке: сначала студент поступает на направление, например социальные науки, а потом уже выбирает специальность: политологию, социологию, — отметил Жаксылык Сабитов

Президент фонда «Аспандау» Канат Нуров, подытоживая слушания, отметил, что главной остается проблема детеоретизации и деидеологизации образования.

- Хватит спрашивать в ЕНТ фактаж, справочный материал, это не говорит о подготовленности человека решать жизненные задачи. Предполагается, что ты знаешь фактаж, а уже с его помощью решаешь задачи и ситуации. Умение мыслить должно быть, — говорит Канат Ильич. — А сейчас человек выходит из учебного заведения с калейдоскопическим сознанием: они фотографируют себя — смотри как я ем, какой у меня look. Ничего кроме завышенного осознания своей личности нет. А в мире есть вещи гораздо более важные: истина, дружба, любовь, знания. Нет концептуального образования. Нам нужна гармоничная личность, а без теоретического компонента и ценностного это невозможно.

Эксперты также отметили, что российские и германские вузы приглашают наших школьников на олимпиады и победителям предоставляют возможность учиться бесплатно со стипендией в лучших вузах крупных городов безо всяких экзаменов. Особенно это касается инженерных специальностей.

На вопрос о том, какие кроме прессы каналы коммуникаций фронт использует в работе с Министерством образования, Канат Нуров пояснил, что многие предложения организации уже используются, но без ссылок на нее и не всегда в той мере, в какой предлагается.

- Мы написали письмо министру, что готовы сотрудничать, ответа пока не получили. Но кроме нас нет консолидированных представителей общественности по этой теме, и мы надеемся, что с нами будут сотрудничать и это выразится в форме каких-то рабочих групп и общественных советов.

Информационно-аналитический портал «РЕСПУБЛИКА»