Молодежное предпринимательство: ИБД или КПД?

3 июня 2015 г. Молодежь

Одни эксперты считают важным открывать бизнес-инкубаторы и оказывать материальную поддержку молодым предпринимателям, а другие, наоборот, советуют помогать молодежи только информацией. Приносит ли молодежное предпринимательство коэффициент коэффициент полезного действия или это просто имитация бурной деятельности?

Дана Хисимова

28 мая в Алматы состоялось экспертное обсуждение деятельности бизнесменов в возрасте от 14 до 29 лет. Организаторами мероприятия выступили аналитическая группа “Кипр”, представительство Фонда Фридриха Эберта в Казахстане и Фонд Сорос-Казахстан.

Молодой предприниматель еще не уверен в себе и не обладает должным опытом в сфере бизнеса. Им движет оптимизм и, в какой-то степени, юношеский максимализм. В нашей стране именно данная социальная группа активно поддерживается грантами и налоговыми льготами. Является ли подобная поддержка эффективной или получение гранта становится лишь причиной хождения по бизнес-конференциям? Влияет ли на конкуренцию поддержка отдельной группы бизнесменов или это смело можно назвать несправедливостью? На эти и другие вопросы ответили присутствовавшие в зале эксперты.

— В нашей стране 13,7 процентов от общего числа предпринимателей составляют молодые бизнесмены, — сообщает представитель Национальной Палаты предпринимателей Ауез Карабалаев, — нам нужно поднимать этот уровень. Необходимо готовить бизнесменов еще со школьной скамьи. Информатика сейчас — ненужный предмет, так как все пользуются гаджетам. Другое дело, если бы дети занимались программированием. На данном же этапе лучше этот предмет заменить основами предпринимательства.

По словам г-на Карабалаева, в Астане на базе Евразийского Национального Университета им. Л.Н. Гумилева скоро откроется бизнес-инкубатор, который поможет студентам в осуществлении своих задумок. На его слова остальные спикеры отреагировали достаточно неоднородно:

— Нужно сменить подход к поддержке молодых предпринимателей. Бизнес-инкубаторы заменить главным козырем — знаниями. Молодежи необходимо знать права и обязанности предпринимателя, риски менеджмента. Сейчас ни в одном вузе это не преподается, даже на финансовых специальностях, — подчеркивает глава логистической компании “Glotus Limited Kazakhstan”Камиль Каримов. — Стоит исключить формы материальной поддержки. Это вызывает раздражение других предпринимателей. Налоговые льготы необходимо заменить налоговой грамотностью. Молодым предпринимателям нужна иная форма поддержки.

По словам Камиля Каримова, главная проблема молодых предпринимателей — это отсутствие свободного доступа к информации о деятельности инфраструктур. Необходимо вести диалог с молодежью, считает он, и отличным примером такой работы, по его мнению, является Kaspi Bank.

— Вовлечение молодых людей в молодежные проблемы поможет развить у них гражданскую активность. Целевая аудитория не знает о различных возможностях и государственных программах. Кроме того, нужны измеряемые критерии эффективности работы предпринимателей, — считает исследователь Динара Нурушева.

Не смотря на разногласия, эксперты сошлись во мнении о том, что необходимо повышение качества деятельности всех институтов, участвующих в функционировании и развитии молодежного предпринимательства.