Как в Алматы запустить «осьминога»

8 июня 2017 г. Участие, Город, События, Общество

Как сделать город комфортным для жителей? В чем секрет успеха удобного общественного пространства? Оказывается, сделать город привлекательным просто. На встрече Urban Talks обсудили, из каких компонентов складывается понятие “публичное место”.

Виктория Русакова

6 июня по инициативе алматинской площадки Urban Talks состоялась публичная лекция «Как создавать любимые горожанами публичные пространства».

Анна Сиприкова, руководитель проектов некоммерческой организации Project for Public Spaces (PPS), прилетела в Алматы из Нью-Йорка и рассказала о принципах, разработанных в PPS, методах и анализе пространств, привела примеры из разных стран и объяснила, какие форматы сотрудничества являются наиболее устойчивыми.


Анна Сиприкова

Project for Public Spaces (сокр. PPS, Лаборатория Общественных Пространств) – некоммерческая организация, которая с 1975 года занимается исследованием использования общественных пространств, а также дизайн-программированием, менеджментом и вовлечением жителей в процесс создания площадей, парков, пешеходных зон и других публичных объектов по всему миру. PPS находится в центре глобального движения плейсмейкинг (placemaking, от английского «place» — «место», «make» — «делать»), которое объединяет профессиональный опыт и новые идеи направленные на развитие и поддержание привлекательных общественных пространств, делая их доступными для всех, отвечая на локальные требования и давая толчок развитию местного бизнеса и сплоченных сообществ.

— Общественные пространства создают люди. Американский журналист Уильям Уайт задумался над проблемой развития общественных пространств еще в конце 50-х годов 20-го века. Будучи журналистом, он провел эксперимент — поставил на оживленной улице камеры, снимал жизнь, анализировал поведение людей. Эта работа стала отправной точкой для основания нашей организации, — рассказывает Анна.

Placemaking — это одновременно и идея, и подход, и движение, и самое главное — процесс совместного создания стратегии и реализации проекта. Это право на жизнь в привлекательном и удобном месте. Планировать города стоит, ставя в центр проблемы и потребности конкретного места, считает Анна.

Наполненные жизнью общественные пространства отвечают базовым принципам. Во-первых, людей привлекает еда, и если в публичном месте можно перекусить, туда тянутся посетители. Во-вторых, горожане должны иметь возможность наблюдать друг за другом, людям всегда нравится рассматривать других людей. Также важно наличие мест для сидения и комфортное соотношение тени и солнца.

— Для создания удобных общественных пространств не требуется прилагать больших усилий. Это просто и довольно очевидно, однако до сих пор является открытием для многих градостроителей, урбанистов и простых горожан, — делится Анна. — Также важным условием для создания комфортной среды является принцип триангуляции. Это значит, что в данном месте существуют пространства для трех разных видов деятельности, которые друг друга поддерживают. Например, есть лавочки, где можно отдохнуть, есть магазинчики с едой и уличная сцена, где выступают местные музыканты. Человеку не будет скучно в таком месте, он сможет менять виды деятельности, не устанет и задержится на несколько часов.

Четыре ключевых “ингредиента” успешного места — развитые коммуникации, условия для различных видов деятельности, комфорт и доступность.

— Часто пространства проектируются с учетом запросов и потребностей только одной категории населения — молодых, активных людей, готовых тратить деньги. Необходимо программировать место так, чтобы в нем было комфортно представителям всех возрастов и социальных групп, — комментирует Анна. — Кроме того, в условиях урбанизации важно иметь безопасные места для знакомств, коммуникации. Не стоит забывать и о том, что публичные пространства вносят вклад в развитие экономики города. Они становятся площадками для малого бизнеса, для молодых предпринимателей.

Комфорт важнее дизайна. Красивые, но неудобные лавочки, эстетически приятная, но не функциональная обстановка только отталкивает людей. Дизайн составляет только около 20% успешности проекта, считает Анна, остальные 80 — менеджмент.

И все-таки главное в общественных местах, по мнению Анны, — это не скамейки и урны, а социальная жизнь и взаимодействие горожан.

— Маленькие инициативные группы меняют вектор развития города. В постсоветских городах, например, много парков, скверов, но являются ли они реальными общественными пространствами, куда часто и с удовольствием ходят люди? Парк — это только одна из функций полноценного публичного места. Оно должно расползаться как осьминог, щупальцами захватывая город, занимая много места.