Устаревшая информационная политика

28 ноября 2016 г. События, Общество, Проекты

Ситуация в информационном поле не отвечает реалиям сегодняшнего дня, – с этой аксиомы началось очередное экспертное обсуждение аналитической группы «Кипр» и Фонда Сорос-Казахстан по теме: «Информационная политика Казахстана в новых условиях».

Рада Кулбаева

Открывая заседание, модератор Ерлан Смайлов констатировал, что создание уполномоченного госоргана в сфере информации и коммуникаций стало ответом государства на наличие системных проблем и ошибок в информационной политике государства – это неэффективная реализация госзаказа, информационное сопровождение и разъяснительная работа по реализуемым госпрограммам и реформам, ужесточение условий работы СМИ, отсутствие каналов обратной связи.

«Бюрократия реагирует привычным для себя способом: совершенствуется закон, создается государственный орган. Тем самым она думает, что вопрос будет решен. Но нужна более сложная системная работа в информационных коммуникациях», – сказал он.

Информационная политика, также предложил он, должна отражать интересы казахстанцев, гражданского общества, республиканских и региональных органов власти, государственных организаций и бизнеса; и новые глобальные и локальные вызовы требуют перезагрузки информационной политики.

Президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова поспешила подчеркнуть положительные тренды развития государственных коммуникаций: усиление понимания значимости коммуникаций на всех уровнях и внимание к этому вопросу, открытость нового министерства и министра, готовность к сотрудничеству, создание рабочих групп, развитие коммуникаций в социальных сетях, персонификация этих коммуникаций, развитие региональных коммуникаций, работа с населением и поиск креативных подходов.

«В то же время актуальны и негативные тренды: отсутствие cтратегического подхода к госинформполитике, коммуникационные ошибки, недоверие к госпроектам и госинициативам, неподготовленность чиновников к работе в «реальных» условиях, – перечислила она и проблемы. – Коммуникационная отрасль остается непрозрачной, СМИ работают не в рыночном поле, работает контроль контента, не эффективная форма госзаказа, слабые казахстанские медиабренды и заказная журналистика, отсутствие двусторонней связи и эффективных каналов коммуникаций, также наблюдается влияние российского информационного поля».

По мнению социолога, докторанта ЕНУ им. Л. Гумилева, Серика Бейсембаева, в блоке информационной работы не хватает разъяснительных и консультативных работ среди молодежи.

«Также серьезным недостатком является отсутствие регулярной системы обратной связи, позволяющей отслеживать ситуацию в молодежной среде, ведь традиционные СМИ перестали быть доминирующими каналами информации для нее. В молодежном сегменте также существует неравный доступ к информации, поставляемой госорганами. Молодежь малых городов и сел гораздо менее информирована о возможностях, предлагаемых различными государственными программами и инициативами», — констатирует Серик Бейсембаев.

В чем же должна заключаться новая информационная политика государства? Какая концепция устроит общество, бизнес и медийное сообщество? Каковы новые стандарты и вызовы для развития журналистики и новых СМИ в Казахстане? К сожалению, заседание только поставило их, но ответов на них не дало.