Как в Шымкенте велодорожки строят (часть 1)

15 сентября 2016 г. Город, Проекты

В июне этого года аким Шымкента Габидулла Абдрахимов пересел на велосипед, а потом проверил состояние дорог и тротуаров. «Необходимо начать работы по прокладке велотротуаров. Сейчас в городе будет запущен велопрокат. Люди должны без опаски передвигаться по велотротуарам», — сказал он.

Как сообщили СМИ, «в рамках первого этапа строительства ведутся работы по устранению препятствий, обустройству съездов, расширению и ремонту тротуаров по улицам Момышулы и Желтоксан, проспекту Кунаева, бульвару Назарбекова, улице Байтерекова и проспекту Астаны. По второму этапу предусмотрены работы по улице Казыбек би — от площади Ордабасы и по улице Желтоксан — до проспекта Кунаева. До конца года запланировано обустроить специальные велосипедные дорожки с дорожными знаками и местами парковок велосипедов. Также в этом году по улицам Сайрамской, Уалиханова, Рыскулова и Турысова планируется оборудовать часть тротуара под велосипедные дорожки».

Мы отправили запрос в акимат и получили ответ, что на втором этапе планируется соединить веломаршрутами все парки и скверы города. Маршруты будут проходить кроме вышеназванных улиц по проспекту Тауке хана, Республики, Темирлановскому шоссе, улицам Калдаякова и Кабанбай батыра.

Мы сделали запросы в акимат для получения дополнительных сведений: строительство велодорожек и велостоянок поддержано национальным фондом благосостояния АО «Самурык Казына» и РОО «Федерация велоспорта Казахстана». Во-вторых, работы по обустройству велодорожек будут завершены в ноябре 2016 года.

Как выглядят велодорожки сейчас?

Мы провели фото-мониторинг строительства дорожек в сентябре и зафиксировали 33 фрагмента велодорожек на 10 улицах. Пока это все велодорожки, строящиеся или завершенные в Шымкенте, больше их нет. Фотогалерею можно посмотреть здесь.

Из полученного материала выделяются два типа дорожек. Сразу оговоримся, что здесь нет специально построенных, отделенных от автодорог и тротуаров велодорог, – все они «наносятся» на пространства тротуаров.

Итак, первый тип – это велодорожки, выделенные на имеющихся тротуарах с обозначенными наземными ограничениями от пешеходного движения: их пять.

И второй тип – знак велосипедного движения, нарисованный поверх тротуара, без наземных обозначений, отграничивающих друг от друга пешеходное и вело-движение: таких тоже пять.

Как видим, эти маршруты – завершенная первая очередь велодорожек, кроме улицы Казыбек би. Количество, будем считать, что есть, но что с качеством? Будут ли дорожки доукомплектованы дорожными знаками и разделительной полосой или это уже готовый продукт?

Велосипедные тропинки

Несмотря на довольно большую сеть планируемых дорог, нигде не было обозначено обоснование для выбора этих улиц. Может быть есть «наезженные» маршруты или статистика ДТП с велосипедистами на определенных улицах? Мы сделали запрос в местную полицейскую службу г. Шымкент о том, какие участки автомобильных дорог считаются наиболее опасными для велосипедного движения и требуют выделенной велосипедной инфраструктуры. Через месяц нам ответили, что запрос был направлен на рассмотрение в УВД города к дорожно-техническому инспектору (от 29.07.2016 года №5-7-92/7021).

В ожидании ответа мы решили подсчитать велосипедный трафик, то есть количество проезжающих горожан на велосипеде за день, на пересечениях улиц Тауке хана – Дулати, Рыскулова – Шаяхметова и на Темирлановском шоссе. На наш субъективный взгляд, именно здесь проезжает наибольшее количество любителей велотранспорта.

Рядом с каждой из этих улиц расположено большое количество микрорайонов, частный сектор, университеты, колледжи и школы.

Подсчет проводился с 25 по 31 июля, с понедельника по воскресенье, с 08:00 до 22:00 часов без перерыва. Работало 11 волонтеров.

1. Пересечение улиц Тауке хана и Дулати – относятся к основным в городе, где (по улице Дулати) расположены медицинский колледж, медицинские центры, стадион «Динамо», магазины: по улице Тауке хана также расположены университет ЮКГУ, крупные торговые центры (Мега Планет, ЦУМ, Ак Дастархан), крупные магазины, медицинские центры, банки.

За семь дней, с 25 по 31 июля 2016 года, горожане 532 раза проехали на велосипедах, из них по тротуару проехали 389 раз. По проезжей части 143 раза. В среднем ежедневно на этом отрезке проезжает 86 человек, из них в среднем 20 – по проезжей части, что составляет примерно 24%. Наибольшее количество «велосипедистов» проезжает с 18:30 до 22 часов – в среднем 37 человек в день.

2. Темирлановское шоссе расположено в центре города и соединяет его с Востока на Запад. По Темирлановскому шоссе расположены крупные торговые центры (ТРЦ Баян Сулу, ТД аль-Фараби), крупные магазины, въездные дороги в микрорайоны. Наблюдение шло на участке от ул. Мангельдина до пересечения улиц Бейбитшилик и Желтоксан.

Здесь за семь дней горожане проехали 519 раз, из которых по тротуару 257 и по проезжей части 262 раза. В среднем ежедневно по шоссе проезжает 74 человека, из них 38 – по проезжей части, что составляет 51%, что в два раза выше, чем на пересечении предыдущих улиц. Здесь наиболее интенсивный вело-трафик наблюдается с 15 до 18:30 часов – в среднем 26 человек в день, в сравнении с 16 людьми, проезжающими с 18:30 до 22:00 часов/

3. Описание улиц Рыскулова и Шаяхметова, угол.

На пересечении улиц Рыскулова и Шаяхметова за неделю люди проехали на велосипеде 619 раз, из которых 259 раз по тротуару, и 360 по проезжей части. Этот участок улиц более оживленный с точки зрения велоезды: здесь в среднем в день проезжает 88 человек, из которых 37 по тротуару и 51 – по проезжей части, что составляет 72,5%. Из 88 человек 31 проезжает здесь в период с 18:30 до 22:00 часов, что составляет 35%.

Для сравнения: в 2014 году Молодежная информационная служба Казахстана провела мониторинг траффика на велосипедной дорожке по проспекту Абая на отрезке от ул. Желтоксан до ул. Наурызбай батыра в обоих направлениях. Замер был произведен 17 сентября (среда) и 20 сентября (суббота) 2014 г. и показал, что в рабочий день по дорожке проехал 501 велосипедист в обоих направлениях, из которых 363 по дорожке и 138 по проезжей части, а в выходной день – 442 человека, 347 по дорожке и 95 по проезжей части. Итого за два дня по велодорожке проехало 710 и, по проезжей части 233 человека, а всего: 943 велосипедиста. В Алматы в будний день по центральной улице проезжает 501 человек, а в Шымкенте – 86 человек.

ДТП с участием вело-любителей

Итак, от 20 до 72 процентов вело-любителей на примере нашего кейса ездят по проезжей части, следовательно, остро стоит вопрос их безопасности. Ведется ли статистический учет ДТП с участием велосипедов, где чаще всего происходят такие аварии? Мы отправили соответствующий запрос в местную полицейскую службу г. Шымкент. (Опустим месяц хождения по кабинетам для получения ответа и то, что из трех заданных вопросов ответа удостоился только один).

Мы попросили предоставить статистику ДТП с участием велосипедистов за 2015 год и по настоящее время, на что адресант ответил, что таких случая было три:

08.05.2016 года в 14:00 часов, в г. Шымкент на пересечениях улиц Коксай и Ж. Нурлыбаева, управляя велосипедом, Р. Жаппаров 2005 г.р. столкнулся с автомобилем «Daewo Nexia», из- за чего получил травмы.

22.05.2016 года 20:15 часов, в г. Шымкент на пересечениях улиц Торекулова и Правды, С. Койшыбай 2007 г.р. управляя велосипедом, столкнулся с автомобилем «Mazda Xedos 6», из-за столкновения с автомобилем С. Койшыбай получил травмы.

30.06.2016 года 22:30 часов, в г. Шымкент в районе Кайнар-булак на пересечениях улиц Садовая и Транспортная, Ш. Досметов 2000 г.р., управляя велосипедом, был сбит грузовым автомобилем «Камаз-53215», из-за чего получил травмы.

Кроме выше указанных происшествий, как утверждает дорожная полиция, ДТП с участием велосипедистов не было зарегистрировано. Итого, три случая за 1 год и восемь месяцев. Неизвестны обстоятельства столкновений, и кто был в них виноват, но, заметим, что во всех трех случаях вело-любители получили травмы.

Итак, статистика по ДТП с участием велосипедом слишком бедна, и по всей видимости не учитывалась при проектировании основных маршрутов вело-движения.

Наши предложения

Проведя эту небольшую исследовательскую работу, мы сформулировали предложения, которые, на наш взгляд, помогут развить инфраструктуру велосипедного движения в Шымкенте на следующем этапе. Итак, мы предлагаем:

1. Установить велопарковки

Боязнь краж и вандализма – основное препятствие к пользованию велосипедом. Кроме того, необходимо упорядочить большое количество велосипедов в городском пространстве, особенно в центре города. Если нет специально отведенных мест для надежной парковки, то велосипеды будут стоять или лежать по всюду, загромождая пространство и мешая проходу. В любом случае большое количество велосипедов на улице – это уже запрос на правильно организованную парковку. Предлагаем установить велопарковки возле торговых центров, государственных учреждений, университетов, колледжей, школ.

2. Расширить имеющиеся велодорожки

Так как велодорожки размещены на тротуарах, в некоторых местах ширина тротуара составляет не больше одного метра, что затрудняет одновременное движение по нему велосипедиста и пешехода и не соответствует стандартам. Минимальная рекомендованная ширина односторонней велосипедной дорожки – 2 метра. Такая ширина позволяет велосипедистам периодически обгонять друг друга при интенсивности движения не более 150 чел/ч (в час пик). На велодорожке с двусторонним движением минимальная ширина, обеспечивающая возможность обгонов, составляет 2,5 м.

3. Провести велодорожки за автобусными остановками

Для того, чтобы избежать помех пешеходам, предлагаем провести велодорожки за автобусными остановками. Сейчас знаки движения велосипедов нанесены прямо перед остановками (рис.11), то есть пересекая поток пешеходов, заходящих в общественный транспорт.

4. Провести велодорожку по ул. Дулати

На данной улице имеется большое количество учебных центров, учебных заведений, школ – в среднем, по нашим подсчетам, ежедневно здесь проезжает 86 человек на велосипеде.

5. Установить знаки

Для дорожек, используемых совместно велосипедистами и пешеходами, необходимы дорожные знаки, предупреждающие пешеходов, что на данном отрезке тротуара также передвигаются велосипедисты. Также было бы полезно установить предупреждающие знаки на перекрестках для автомобилистов.

6. Разработать проект отдельной инфраструктуры для велосипедистов, чтобы они не пересекались ни с автомобилями, ни с пешеходами.

Такой проект может использоваться при строительстве новых улиц город при его расширении.

Молодежная информационная служба Казахстана в рамках данного проекта планирует составить карту г. Шымкент для велосипедистов, где будут указаны стоянки для велобайков, велостанции «Shymkent Bike», а также указаны места, где чаще всего происходят ДТП с участием велосипедистов.

Проект «Безопасное передвижение велосипедистов на дорогах», филиал Молодежной информационной службы Казахстана в Шымкенте.