Как привлечь туристов в Алматы

6 июля 2017 г. Город, События, Общество

26 июня в Алматы в рамках Urban Talks выступил бывший главный архитектор Барселоны Висенте Гуаярт.

Томирис Жолдасова


В 1992 году в Барселоне прошли Летние Олимпийские игры, которые положили начало развитию города и изменению его восприятия горожанами. В Казахстане сейчас проходит мероприятие международного формата — EXPO. Одной из стратегических задач выставки является именно привлечение туристов в страну.

«В Барселоне 40 лет назад не было даже пляжей. Были трущобы, грязная вода канализации выходила прямо в море, также прямо на берегу моря были индустриальные зоны; железная дорога разделяла город, закрывая доступ к морю. Город был чисто индустриальным», — рассказал архитектор.

«Но потом пришла демократия, появилось поколение людей, которые сказали: «мы те, кто должен определить будущее города». Этот план был непосредственно связан с улучшением качества жизни. Как многие города мы копировали то, что происходило в соседних городах, мы равнялись на Бостон. Мы решили, что город должен быть открытым морю. У нас не было много денег, поэтому мы начали с очень маленьких проектов: маленькие площади вокруг зданий», — продолжил он.

Спустя некоторое время город подал заявку на олимпийские игры. Висенте вспоминает, что это стало вызовом: «что мы можем показать миру». И важный момент, по его мнению, в том, что администрация города не стала пристраивать к городу отдельные зоны для Олимпийских игр.

«Мы использовали весь город во время Игр, а не определенную олимпийскую зону. У нас был план развития города до начала Олимпийских игр. Они просто помогли ускорить нам этот процесс. Мы начали быстро развиваться: создавать искусственные пляжи, новую инфраструктуру в старых зонах. Например, мы решили строить олимпийскую деревню на побережье, чтобы развивать его. Результат очевидный: там и по сей день полно народу! Вопрос стоял не так: давайте стороить что-то для привлечения туристов; а так: давайте преобразовывать город для нас самих. Мы посчитали, если у нас будут чистые пляжи, красивые здания и вкусная еда, то может и другие люди захотят приехать к нам», — поделился он.

В 80-х годах город начал обращать внимание на порт. Там начали появляться новые социальные инфраструктуры, пешеходные зоны. Начали использоваться побережья для мероприятий. На сегодняшний день этот порт стал остановкой номер один в Европе для круизных лайнеров, хотя 25 лет назад здесь не было ни одного круизного лайнера. 40 лет назад в Барселоне было всего лишь 153 тысячи туристов, а сейчас 50 миллионов.

Конечно, прирост туристов создает новые вызовы для городов.

Висенте Гуаярт привел пример, когда большое количество туристов разрушает городские системы: «Некоторые иностранцы снимают жилье, а потом сдают его в аренду другим иностранцам по более высокой цене. Это в общем сказывается на ценах на жилье». Также есть проблемы с перемещением туристов по городу, что порождает неравномерное экономическое развитие. Дело в том, что большинство туристов предпочитают посещать центр города, а другие районы посещают редко. В связи с этим главной задачей городских урбанистов стало равномерное распределение туристов, путем развития инфраструктуры в непопулярных районах.

«Часть моей работы, когда я стал главным архитектором, была связана именно с тем, чтобы найти эти места и придумать план развития как в большом масштабе, так и в маленьком», – поделился Гуаярт.

Висенте показал карту, на которой наглядно видно в каких районах Барселоны больше всего туристов. Эта карта была сделана на основе мониторинга публикаций, которые люди делали в инстаграм, посещая определенные места: синими выделены публикации местных жителей, красными – иностранцев.

К слову, на сайте amazon.com можно скачать книгу Висенте Гуаярта с описанием всех проектов, которые были сделаны им как главным архитектором Барселоны.

Гуаярт рассказал и про то, как он и его команда стали главными архитекторами столицы Каталонии. Все началось во время предвыборной кампании бывшего мэра Барселоны Хавьера Триас. Большая часть его предвыборной кампании была посвящена архитектуре города и Гуаярт со своей командой помогали Триасу стать мэром. Главной задачей они поставили сделать Барселону еще более удобной для горожан, а также, как упоминалось выше, равномерно распределить поток туристов. Выход они видели в политике перераспределения города, создания модели «Демократичный город — компенсация исторического развития».

«Большинство современных городов централизованные: люди едут на работу по два часа. Барселона была такой же — мегаполис с огромным количеством машин, пробками и шумом. Для того, чтобы показать, какой мы видим Барселону после избрания Триаса мэром, мы провели кампанию «Окна будущего города» для жителей города. Мы установили окна на одном из холмов и дорисовали на окнах объекты, которые хотели бы видеть в Барселоне. В итоге он, когда стал мэром, на должность главного архитектора пригласил меня», — рассказал Гуаярт.

«Я и моя команда — сторонники распределенных городов, в которых много центров и каждый район живет своей жизнью. То есть в каждом районе должны быть собственные библиотеки, больницы и бизнес-центры. Если вся инфраструктура в шаговой доступности, жители реже перемещаются на автомобилях. Когда нам удалось реализовать это в Барселоне, бывшие автомагистрали стало возможно преобразовать в современные человекоориентированные улицы с пятиметровыми зелеными тротуарами, полосой для общественного транспорта и двумя полосами для велосипедистов. Для автомобилей в итоге осталась одна полоса».

Эксперт считает, что Алматы должен иметь свое видение развития и изначально знать, что нужно экономике города. Также необходимо учитывать, кто оказывает влияние на наши города.

«В Барселоне сильное влияние Европы и, конечно, это влияние репрезентируется в качестве общественных пространств и в качестве зданий, и в качестве жизни в целом. На казахстанские города сильное влияние оказывают постсоветские города. Все российские и постсоветские города развивались по модели моногорода. И сейчас многие российские города находятся в кризисе, потому что у них была одна индустрия, свойственная политике моногорода. Например, машиностроение или химическое производство. Сейчас такое время, когда у города должно быть несколько аргументов, несколько посланий, которые они могут донести миру. И таких направлений развития у города может быть множество: туризм, инновации, спорт, здоровье, гастрономия и многое другое».

Для определения видения для Алматы архитектор попросил участников ворк-шопа нарисовать свой город. Все рисунки оказались разными. Рисунки у архитекторов были одни, у экономистов – другие, но каждый рисунок передавал суть города.

Тоже самое, по его словам, было и в Барселоне, у каждого было свое видение города.

«Наша главная задача заключалась и в том, чтобы совместить идеи из сферы дизайна, архитектуры, новых технологий при создании нового городского пространства. Нужно помнить, что во время кризиса единственный ресурс – это активные горожане», – заключил эксперт.