Алматы — культурная столица Казахстана?

26 июня 2015 г. Молодежь, Город, Общество

24 июня в рамках молодежного сезона экспертной площадки «Кипр» социологи, художники, литераторы, культурологи рассуждали, что сегодня собой представляет Алматы, достоин ли город по-прежнему носить звание культурной столицы Казахстана, и что такое культура в понимании современного казахстанца.

Виктория Русакова

Алматы — город особенный. Много лет он был главным городом страны, а утратив официальный статус, стал именоваться «южной столицей». До сих пор Алматы считается культурным центром Казахстана, здесь расположено множество театров, музеев, библиотек. Однако все чаще высказываются мнения, что южная столица понемногу превращается в обычный, ничем непримечательный город. Многие считают, что хотя в городе создаются культурные проекты и пространства, они не успевают за бурным темпом урбанизации. А потребность и спрос на культурные мероприятия среди населения становится все ниже.

24 июня на базе экспертной площадки «Кипр» собрались ведущие культурные деятели Алматы, чтобы порассуждать, что сегодня собой представляет город, в чем его культурные особенности, какие тенденции развития культурного пространства Алматы существуют на сегодняшний день.

Культуролог Александра Цай считает, что в городе существует культурное пространство, которое формирует некие актуальные для жителей смыслы. С помощью культуры, говорит девушка, создаются связи между людьми и развивается коммуникация:

«Город — это опыт пространства и времени. Культура во многом формирует этот опыт. Вокруг искусства и культуры объединяются неформальные группы, этим интересен Алматы. Здесь искусство часто вовлекает человека в общественную жизнь, и это важно, учитывая нашу не очень бурную гражданскую активность».

Поэт, редактор Павел Банников обратил внимание на то, что алматинцы зачастую имеют размытое представление о городе, в котором живут:

«Мы ничего не знаем о собственном городе. Многие думают, что ниже Ташкентской жизни нет, там обитают морлоки (гуманоидные подземные существа-каннибалы, встречающиеся в различных произведениях фантастического жанра - прим. МИСК), а в спальных районах только спят. Жителей разных частей города действительно многое различает, но ведь есть что-то, что нас объединяет, вот это интересно. Только найдя точки соприкосновения, можно будет говорить об общем культурном пространстве и возможностях его изменения и совершенствования».

Г-н Банников так же отметил, что многие горожане, способные менять культурное пространство города к лучшему, часто неспособны или не желают сотрудничать друг с другом:

«Идей много, но катастрофически мало людей, которые их связывали бы в единую структуру, воплощали в реальность».

В развитии культурного пространства города велика роль и городских властей, считает Павел:

«Конечно, большую роль играют городские власти, которые у нас назначаются, а не избираются народом. Аким может быть выходцем из другого города или района, он не знаком с проблемами того населенного пункта, которым руководит, ему не важны проблемы этой местности, он будет руководствоваться тем, что важно для него и его земляков. А ведь разным городам необходима разная культурная политика».

Координатор проектов ОФ «ЦСПИ «Стратегия» Ольга Симакова привела в пример статистические сведения. По данным исследований фонда «Стратегия», 70% опрошенных считают, что культурная жизнь Алматы улучшилась за последние пять лет. Однако если говорить об общей культуре поведения и нравственности горожан, оценки населения менее радужны: 37% оценивают её отрицательно.

Социолог считает, что все изменения, происходящие в культурном пространстве города, зависят, в первую очередь, от «человеческого материала». Г-жа Симакова отмечает, что большинство горожан отдает предпочтение массовой культуре. Люди стали меньше посещать музеи, театры, библиотеки. Благодаря этой тенденции открываются все новые и новые торгово-развлекательные центры и парки, а общий уровень культуры падает.

Известный философ, кинокритик Олег Борецкий, высказал мнение, что Алматы сейчас переживает процесс, обратный урбанизации — рурализацию:

«Когда человек приезжает из глубинки в город и спустя какое-то время становится полноценным горожанином, окультуривается, подстраивается — это урбанизация. Сегодня же мы наблюдаем обратный процесс. Приезжие из сел привносят в городскую жизнь собственные привычки, многие из которых вовсе не ведут к развитию, особенно культурному. И ситуация не изменится, пока у нас не будет развитого гражданского общества».

Сауле Меирманова, координатор программы "Молодежные инициативы" фонда Сорос-Казахстан, также высказалась в пользу того, что организовать культурное пространство города возможно лишь общими усилиями горожан:

«Работая с молодыми людьми, замечаю, что у них есть потребность создавать культурные проекты, вовлекать в них общественность. Но государственные власти — самый крупный барьер для развития таких инициатив. Между тем, преобразование городского культурного пространства, так или иначе, приводит к общественным преобразованиям, а те, в свою очередь, ведут к более серьезным политическим изменениям».

В целом, эксперты и участники обсуждения отметили, что именно культура является важнейшим институтом общественного сознания. Культурное пространство Алматы, по мнению большинства собравшихся, несомненно, сужается, и город перестает выполнять функцию «культурного центра». Органы городской власти и бизнес-структуры влияют на ключевые процессы в городе, поэтому взаимодействие между госорганами, бизнесом и обществом актуально и в данном ключе. Также безусловно востребованными являются социологические, культурологические исследования, т.к. на сегодняшний день в вопросах изучения культурного феномена Алматы не хватает статистических данных, цифр, теоретической базы.

Другие новости и события