​Профессия учитель: взгляд изнутри

26 ноября 2018 г. Общество, Гид абитуриента

Мы продолжаем знакомить вас с различными профессиями в рубрике «Гид абитуриента» и стараемся вместе ответить на вопрос, как стать востребованным специалистом.

Айнаш Туктушева, Семей

Галина Григорьева работает преподавателем в государственном университете им. Шакарима города Семей на кафедре журналистики. В этой сфере она работает больше 30 лет, занимается также общественной деятельностью. На протяжении нескольких лет активно проявляет себя в ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант».

Казахстанские педагоги в среднем зарабатывают около 100 тысяч тенге. Оклад рассчитывается в зависимости от стажа, количества часов преподавания дисциплины, наличия классного руководства и административной должности.

Работа с подрастающим поколением требует от учителя постоянного совершенствования, овладения новыми знаниями и методиками.

Как стать учителем

«Сейчас уже не вспомню, почему вдруг я захотела стать учителем. В мое время учителя и врачи – это были всегда образованные люди, которые служили своему делу. В школе у меня были очень хорошие учителя. Они были образцом отношения к своему делу, к детям. Мои преподаватели всегда проводили много времени с нами, вместе плакали и переживали. Думаю, все это повлияло на меня при выборе профессии. Я помню воспоминания из детства: в морозные дни, когда не было занятий, я с особым трепетом приходила в школу, когда никого не было и можно было спокойно постоять возле учительского стола и что-нибудь поделать».

Особенности работы

Мои преподаватели в университете всегда делали акцент на том, что учителя в школе учат, потому что им не куда деться, они должны научить. А вот преподаватели в высших учебных заведениях – это люди, дающие знания, а дальше студент решает сам, ведь он пришел туда по собственной воле, выбору и желанию.

Мой рабочий день начинается с пар и заканчивается ими. Иногда даже не хватает времени, чтобы пообедать.

Если говорить о темпераменте, то холерикам противопоказано быть преподавателем, потому что он прибьет всех, обругает, унизит. Также не рекомендуется меланхоликам, потому что они впечатлительные и робкие. Мне кажется, студенты на ушах стоять будут на их предметах или каждый раз обманывать.

Личности, которые не любят людей не стоит работать в публичных профессиях. Холодным эгоистам, скандалистам, людям с техническим складом ума, то есть те, которые видят схемы, но не видят человека. В публичной профессии очень важно видеть человека и понимать его.

Соответственно, преподавателем быть рекомендуется – сангвиникам. Исследования психологов говорят, что сангвиникам показана публичная профессия. Они могут разрядить обстановку, придумать что-то новое, интересное.

Минус работы учителем – ненормированный рабочий день. Мне очень сложно, когда идет преподавательская нагрузка в течении семестра. Бывает так, что в первом семестре ты загружен до потолка, а во втором семестре меньше предметов. Но я уже привыкла к такому темпу работы, когда 15 учебных недель; сессия, когда ты уже по-другому организуешь свой день; каникулы, но в это время мы не отдыхаем, у нас проходят различные методические семинары.

Развитие учителя

Учитель должен пройти путь собственных ошибок, приобретений, развитие своей личности, расширение собственной картины мира. Преподаватель – это тот человек, который на самом деле все время учится. Как только преподаватель, сказал себе, что всему уже научился, он перестал быть учителем. Потому что учитель должен 24 часа в сутки находиться в движении, чтобы хотя бы остаться на месте, если говорить о прогрессе сегодняшнего дня. И, конечно же, чтобы быть хорошим преподавателем нужно слышать, понимать студента. Открытость взаимопонимания – это главный ключ к успеху.

Как бы это банально не звучало, но нужно постоянно читать, читать и еще раз читать. Нужно читать профессиональную, общепедагогическую и психологическую литературу. А также нужно читать то, что интересно твоим ученикам, чтобы быть с ними на одной волне. Нужно расширять свой кругозор. С другой стороны, изучать современные подходы к педагогике.

Зарплата

В Казахстане на самом деле у преподавателей невысокая зарплата. В нашем государственном университете действует тарификационная система оплата труда. Зарплата зависит от стажа работы. Например, в сфере преподавания я работаю больше 30 лет, мой оклад 68 тысяч тенге, а у тех, кто только начинает преподавать, зарплата всего 40 тысяч.

Если вы кандидат, то государство и ВУЗ выплачивает определенный процент. За счёт кандидатов поднимается статус университета, поэтому он в них нуждается.

Я всегда говорю, если вы стали учителем, то ученики не виноваты, что вы выбрали эту профессию. И не нужно говорить: «Я работаю плохо, потому что мне мало платят» или «Я даю ровно столько знаний, сколько мне платят». Если вас не устраивает заработная плата, то идите в другое место, где вы заработаете желаемую сумму, но не надо обманывать своих учеников.

Другие новости и события