​Год молодежи в СКО: сколько денег и на что получили молодежные организации?

25 сентября 2019 г. Молодежь

По плану, на 2019 год, в рамках государственного социального заказа (далее – ГСЗ) по молодежной политике выделено 54,5 миллионов тенге.

Общий бюджет УВМП в этом году составил 77,3 миллиона тенге. 23,1 млн тг уходят на содержание самого управления (4 сотрудника): оплата труда, командировки, связь и т.д. 14 млн тг уходит на подведомственный Молодежный ресурсный центр (10 сотрудников).

По состоянию 1 августа 2019 года, Управлением по вопросам молодежной политики (далее – УВМП) договоры по ГСЗ заключены на сумму 50,9 миллионов тенге. Стоит отметить, что 7 проектов общей стоимостью 10 миллионов тенге были закуплены из одного источника по несостоявшимся закупкам, т.е. конкурс в первый раз не состоялся по различным причинам и было решено отдать проекты определенным организациям.

Источник информации – официальный сайт государственных закупок goszakup.gov.kz.

В этом году темы и суммы заказов не сильно отличаются от предыдущих лет:

Как видно из формулировок, молодежная политика сосредотачивается вокруг разных тем, отдельно стоит упомянуть, что большая часть из них неизменны многие годы.

К примеру, одна из самых популярных тем – (выбрать интересную тему, расписать, другие перечислить).

Всего за 7 месяцев этого года подавали заявки 13 молодежных организаций, но не все смогли выиграть желаемые лоты. Общие суммы разделились образом:

Не прошли заявки четырех организаций:

·КФ "Болашақ" по Северо–Казахстанской области.

·ОО "Мир без границ СКО".

·ОО "Единая детско–юношеская организация "Жас Ұлан" Северо–Казахстанской области.

·МОО "Альянс студентов СКО".

Проверяя по реестру договоров, можно увидеть общие объемы финансирования от всех государственных закупок (не только социального заказа). Получится такой рейтинг:

Для общего понимания, коротко о механизме работы ГСЦ: необходимо собрать пакет документов, расписать план мероприятий и бюджет. Все делается онлайн через сайт государственных закупок, для входа на который поставщику необходима ЭЦП (электронная цифровая подпись) и, соответственно, нужно внести взнос. Далее конкурсная комиссия рассматривает заявку, выставляет баллы и принимает решение о победителе.

Как и на что выдаются деньги, какие требования выставляет заказчик в виде Управления по вопросам молодежной политики разберем на примере последнего из проектов – Развитие волонтерского движения, в том числе реализация пилотного проекта "Volunteers–medics". Прием заявок прошел в промежутке от 17 июля до 6 августа 2019 года включительно. После рассмотрения заявок конкурс не состоялся и был объявлен повторный, т.к. подали всего две организации. По итогам протокола от 3 сентября 2019 года победителем стал КФ "Болашақ" по Северо–Казахстанской области.

Отличительной чертой требований по проекту является: организовать работу по оказанию первичной медицинской помощи, что не может выполнять НПО, согласно закону – только медицинские учреждения.

На сайте УВМП был выложен отчет по завершению публичного обсуждения этого проекта на состояние 1 июля 2019 года. В нем практически нет информации. Отсутствуют данные по тому, когда, где проводилось обсуждение, кто присутствовал, кто презентовал проект, какие были вопросы и ответы. Не имеется даже подписи ответственного лица. Процедуры требуют соблюдения правил формирования, мониторинга, реализации и оценки ГСЗ, в данном случае, виден формальный подход к такому важному направлению работы.

Отдельно выложен файл обоснования, целевой группы и результатов данного проекта:

Обоснование с указанием источника информации:

·Указом Главы государства от 14 ноября 2018 года 2019 год был объявлен в Казахстане Годом молодежи. В рамках празднования Года молодежи в городе Костанай прошел Форум Казахстанско–Российского молодежного сотрудничества под председательством Президента РК. Согласно Протокола по итогам данного Форума от 21 мая 2019 года № 5114//19–32–40.4 было поручено предусмотреть выделение государственного социального заказа на популяризацию волонтерской деятельности, а также принять меры по поддержке конструктивных молодежных инициатив во всех регионах страны.

Целевая группа населения – молодежь от 14–29 лет.

Ожидаемый результат:

• Развитие добровольчества в сфере здравоохранения

• Воспитание патриотического самосознания и активной гражданской позиции

• Развитие волонтерского движения

По обоснованию виден формальный подход к теме, не подкрепляется какими–либо аналитикой, которая имеют данные касательно молодежи нашей области. Ссылки идут на указания президента по Году молодежи и на форуме сотрудничества между Казахстаном и Россией. Причем формулировки расплывчатые и там нет информации, что нужно провести именно этот проект. К тому же, развитие волонтерского движения – это ежегодный ГСЗ с давнего времени. Пилотный проект и подход к реализации мог менять каждый поставщик. Добавление это в название лота и требования заставляет любого поставщика в обязательном порядке его выполнить без возможности включения своих идей.

Целевая группа – вся молодежь, нет полноценно сформулированной целевой аудитории, что наблюдается и в других проектах. Соответственно, это снижает эффективность, потому что нет специально подхода с учетом потребностей разных категорий молодежи, которые могут быть школьники, студенты, волонтеры по разным направлениям, рабочая, сельская, творческая молодежь и т.д.

Ожидаемый результат никак не поддается проверке, не указываются методы измерения и устойчивость. Нет картины до и после проекта, чтобы понять, как он может на что–либо повлиять. К тому же, такое невозможно добиться за 4 месяца, один из которых отчетный, с набором всего 10 человек. По технической спецификации существенные расходы уходят лишь на брендовую продукцию (форма, сумки, эмблема, ролики для соц. сетей), а также питание и проведение форума с концертом.

В дальнейшем будем выкладывать и дополнять информацию, т.к. ее очень много. Здесь мы дали общую картину с примером, чтобы было понятно, как это работает. По вышеуказанному проекту будем отслеживать процесс и реализацию, как планируем и за многими другими. Далее рассмотрим закупки Управления и отделов внутренней политики, которые дают финансирование молодежным организациям.