YOUTH.KZ

Исследование: «Картирование Программ в Области Прав Человека в Казахстане»

Исследование: «Картирование Программ в Области Прав Человека в Казахстане»

24 ноября в Астане прошла презентация результатов исследования МИСК: «Картирование программ в области Прав Человека в Казахстане». Исследование было проведено с целью анализа существующих образовательных программ и инициатив в области прав человека, чтобы внести рекомендации по усилению обучения детей и молодежи правам человека в школах, колледжах и вузах. 

О методологии исследования: Исследование включало в себя количественный опрос 435 респондентов из 9 регионов Казахстана: по 145 учителей, родителей школьников и студентов. Также был проведен опрос 40 экспертов, включая представителей Министерства образования, директоров школ, учителей, а также правозащитников и общественных экспертов. Кроме того, авторами проведения обзор 366 обучающих программ и инициатив в неформальном секторе, проводимых НПО и международными организациями. 

Ключевые результаты:

  1. В государственной системе образования нет обучения правам человека: Исследование выявило отсутствие системной программы обучения детей правам человека, фрагментарную передачу таких знаний в рамках различных предметов и формальный подход к этому процессу. 
  2. Гражданское общество активно обучает правам человека: Общественные организации в Казахстане активно обучают 25 различных целевых групп правам человека, по 92 различным направлениям, включая коммуникации и безопасность. 
  3. Родители являются первичным источником информации о правах человека для детей. Однако сами они вынуждены искать информацию в Интернете, обращаться к Конституции, не будучи знакомы с правозащитными организациями. Они больше полагаются на школу в вопросах образования детей в области прав человека.
  4. Учителям не хватает знаний для преподавания прав человека. Учителя являются звеном систематизации знаний о правах человека для молодого поколения, но больше половины из отмечают недостаток информации и знаний, а также системных подходов и методик в преподавании. Также отмечаются небольшие проблемы с поиском информации о правах человека на казахском языке.
  5. Требуется обучение тому, как учить правам человека. И родителям, и учителям требуется дополнительное обучение основам концепции прав человека, а также методологии передачи этих знаний ребенку. Кроме того, важен контекст и среда, в которых передача знаний происходит: требуется общее решение проблем насилия, коррупции, неуважения законов в обществе.
  6. Студенты хотели бы изучать права человека в основной программе в учебных заведениях. 81% учащихся отметили это. 

Рекомендации: На основе результатов исследования, МИСК собрал 25 ключевых рекомендации,  из которых ведущие: 

  • Для каждого уровня образования, от дошкольного и до вузовского, рекомендуется разработать специальные программы по правам человека, которые дают разъяснение их природы, а также механизмов их действия и защиты. Нужно больше взаимодействия с неправительственными организациями, которые могли бы помочь создать эти программы, и эти программы нужно и вводить на системной основе в обязательном порядке для всех учебных заведений.
  • Правительству РК стоит принять во внимание необходимость внедрения образования в области прав человека в дошкольной, школьной, вузовской и послевузовской аудитории, как это предусмотрено Всемирной программойразованию в области прав человека. Причем, особое внимание следует уделить дошкольным и школьным учреждениям образования. Системное образование в области прав человека в этой сфере отсутствует. Его подмену правовым образованием следует исключить. 
  • Национальный План действий по образованию в области прав человека необходимо повторить. Проект Постановления Правительства РК следует подготовить рабочей группе, в которую на ряду с чиновниками от образования могли бы войти представители науки, общественные деятели и правозащитники.

После презентации прошла дискуссия, среди участников которой были представители Министерства Юстиции и Министерства Просвещения. Обсуждалось, что необходимо обновить учебники, добавить больше интерактивного материала в современных формах: видео, комиксы, игры, задачки, а также методические пособия к ним. 

МИСК вошёл в рабочую группу при Министерстве Юстиции по разработке плана по правовому обучению в школах.  

Подписка на рассылку